Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Зачем и как проводят инвентаризацию

Инвентаризация является обязательной процедурой для любой организации. Сейчас многие компании вынуждены проводить переучет в связи с введением обязательной маркировки продукции.

В ходе ревизии определяется фактическое наличие остатков в складских помещениях и торговых точках.

С чего начать?

Основанием любой инвентаризации считается приказ о ее проведении, утверждение членов комиссии.

Обязательные представители инвентаризационной комиссии:

  • руководитель (или заместитель) организации;
  • представитель бухгалтерии;
  • материально-ответственное лицо.

Как правило, в состав комиссии включают кассиров, продавцов, заведующих местами хранения и пр. В процедуре могут принимать участие и другие работники, а также независимые эксперты.

После утверждения комиссионного состава ответственным лицам выдается приходная и расходная документация, отчетность о перемещении ТМЦ.

Эти бумаги передаются председателю комиссии для визирования. на них ставится пометка «до инвентаризации» с датой.

Затем материально-ответственные работники письменно подтверждают факт передачи всей необходимой документации комиссии либо в бухгалтерию.

Подсказки, которые помогут сэкономить время

  1. Стартовый этап переучета – издание приказа, утверждения состава комиссии.
  2. К моменту проведения ревизии не допускается перемещение ТМЦ, вынос с мест хранения, реализация.
  3. В ходе ревизии проводится фактический пересчет для фиксирования остатков ТМЦ в магазинах, на складах. На ревизии должны присутствовать материально-ответственные лица.
  4. Результаты проверки вносятся в инвентаризационную опись.
  5. Пересчет может проводиться вручную либо с помощью технических инструментов. Если ревизия проводится в течение нескольких суток, то все объекты подвергаются опечатыванию.
  6. При поступлении товара в период проверки, ее принимают материально-ответственные лица в присутствии комиссии.
  7. Когда остатки подсчитаны, результаты зафиксированы в описях, последние передаются комиссии на подписание. В описи должны присутствовать подписи каждого члена комиссии. В противном случае документ будет считаться недействительным.
  8. Если в результате ревизии имеются несоответствия в данных акта инвентаризации и бухгалтерской документации, составляются сличительные ведомости с суммами выявленных излишков и недостач.
  9. Итоги переучета необходимо отражать месяцем ее проведения. Результаты годовой инвентаризации фиксируются в годовой отчетности.

Реализация товаров покупателям в ходе переучета возможна только в отдельных случаях. Для этого нужно письменное разрешение управляющего и главного бухгалтера. Во время проведения инвентаризации товар отпускается материально-ответственными сотрудниками в присутствии комиссии.

Ревизия по остаткам

Следующий этап процедуры – пересчет остатков в местах хранения и точках продаж. Присутствие материально-ответственного лица обязательно.

Инвентаризация проводится по методическим рекомендациям Минфин. Приложение к приказу содержит шаблоны документов, которые нужно составлять в ходе ревизии и по ее результатам.

На момент начала подсчета составляется два образца инвентаризационной описи по форме ИНВ-3. Один образец передается на сверку в бухгалтерию, второй получает материально-ответственное лицо.

Материально-ответственные лица письменно подтверждают факт передачи документов в бухгалтерию. Расписка содержится непосредственно в бланке описи. Распиской подтверждается и факт оприходования остатков по ТМЦ, выбытия списанных наименований в расход. Делается это до начала ревизии.

Для оптимизации процедуры используются технические средства – терминалы сбора данных (портативные сканеры), предназначенные для считывания штрих-кодов. По результатам автоматически составляются инвентаризационные описи.

Фактические результаты фиксируются в описи. Вносить данные по словам участников запрещается. Отражению подлежит каждая отдельная позиция. Опись содержит сведения о товаре – артикул, наименование, количество и другие в соответствии с учетом организации.

Пересчет имущества проводится поочередно в местах хранения в соответствии с расположением объектов. По завершении ревизии в помещении и внесении данных в описи, место пломбируется. Проверяющие приступают к следующему объекту.

Если у компании не хватает своих ресурсов, то на рынке существует отдельная услуга – независимая инвентаризация

На время перерывов описи хранятся в сейфах, в закрытых помещениях, где проводится ревизия.

Переучет новых и отсутствующих товаров

Продукция, поступающая во время переучета, принимается материально-ответственным лицом, в присутствии комиссии.

Оприходованные наименования вносятся в отдельную опись – ТМЦ, которые поступили во время переучета. В документе фиксируются – дата поступления, поставщик, номер регистрации документа с датой, наименование поступления, количество, стоимость и сумма. После ревизии производится оприходование на основании товарного отчета.

Продукция, которая находится в дороге, на стадии ожидания отгрузки, неоплаченная вовремя, также подлежит внесению в отдельные описи.

Отражение результатов переучета

После проверки остатков описи с полученными данными передаются на подписание каждому члену комиссии. Документ подписывается материально-ответственными лицами для подтверждения осуществления проверки в их присутствии. Такая расписка означает отсутствие претензий и вопросов к комиссии.

Подписанные описи передаются бухгалтерии для сверки с учетной документацией. По результатам определяются расхождения. Если они есть, необходимо подготовить сличительные ведомости для отражения излишков и недостач.

Для оприходования излишков по остаткам используется рыночная стоимость. Средства зачисляются в счет финансовых результатов либо прибавляются к приходам. Если недостача не превышает допустимые нормы, ее следует относить в производственные издержки.

Если же недостача превышает нормы, то компенсация списывается с виновных лиц. При отсутствии виновных убытки, связанные с недостачей, подлежат списанию финансовых результатов либо повышения расходов.

Документы, отражающие списание или минуса сверх допустимой нормы, удостоверяются следственными или судебными органами. Они должны подтвердить факт отсутствия причастных лиц.

Связаться с менеджером