Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Виды инвентаризации

Чтобы бухгалтерский учет содержал достоверные данные, а к отчетности не было вопросов, важно своевременно проводить ревизию имущественных ценностей и обязательств.

Подробнее о видах инвентаризации мы расскажем в статье.

Определение

Ревизия (инвентаризация) – это фактическая проверка имущества, которая проводится с целью документального подтверждения имущественных ценностей и обязательств организации. В ходе процедуры проверяется их наличие и состояние.

Цели переучета:

  • выявить фактическое наличие имущества;
  • сопоставить реальное состояние имущества с данными бухгалтерской документации;
  • проверить полноту отражения в учете по обязательствам.  

Переучет в организации выполняется по инициативе самой компании. Иными словами, количество таких процедур в течение отчетного года, даты, список оцениваемого имущества, обязательства определяет руководство организации.

Помимо добровольной инвентаризации предприятиям необходимо проводить обязательную плановую ревизию. Такая инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией. Зачастую у компании есть потребность в ревизии, но нет на это ресурсов. Тогда на помощь приходит независимая инвентаризация, выполняемая сторонними специалистами как услуга.  

Виды инвентаризации

Официальной классификации в законодательстве нет. Условно инвентаризацию классифицируют в зависимости от оснований ее проведения, списков проверяемого имущества, сроков проведения. Выделим:

  • обязательную (регламентируется законодательными нормами);
  • добровольная (инициативная)- решение о проведении принимает руководитель;
  • плановая (срок проведения заранее утверждается руководителем). Внеплановая – ее рассмотрим дальше более подробно;
  • в зависимости от масштабов охвата ревизия может быть полной либо выборочной. В рамках полной проверке подлежит все имущество и обязательства организации (такая процедура проводится ежегодно). При частичном переучете проверяются некоторые объекты – инвентаризация ОС, инвентаризация ТМЦ и ревизия нематериальных активов. Здесь все определяется целями процедуры. Выборочная ревизия может проводиться в интервале между плановыми инвентаризациями. Это особенно актуально для организаций с большим количеством наименований;
  • первичная, повторная (если нужно перепроверить итоги, полученные в ходе первичной ревизии);
  • натуральная – фактическая оценка объектов, подсчет количества, проведение замеров и т. д.). Документальная – проводится проверка корректности расчетных операций с контрагентами, отраженные в учетной документации. 

Основания проведения внепланового переучета

  • перед передачей в аренду, выкупом, реализацией имущества;
  • по факту замещения материально-ответственных работников;
  • при подозрении или выявлении кражи, порчи имущества, некорректного обращения и прочих ЧП;
  • после стихийных бедствий, техногенных катастроф и прочих непредвиденных ситуаций.

Внеплановый переучет позволяет обеспечить сохранность тех или иных видов имущества. Главная особенность такой ревизии – уведомление материально-ответственных работников непосредственно перед проведением. Это позволит получить достоверные данные, избежать сокрытия недостач.  

Связаться с менеджером