Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585

e-mail

insta

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Советы по проведению ежегодной инвентаризации

Из нашего материала вы узнаете обо всех основных нюансах годовой инвентаризации и сложностях, которые могут возникнуть в ее ходе. Обычно проверка проводится в период с 1 октября по 31 декабря. Все полученные результаты должны интегрироваться в годовой бухгалтерский отчет.

Уже в скором времени закончится 2023 год, так что близится период ежегодной инвентаризации для любых компаний, независимо от сферы ее деятельности. Без инвентаризации невозможно закрыть годовой бухгалтерский отчет, так что эта процедура обязательна. В ее ходе производится проверка всей собственности и финансовых активов организации, а также подсчет задолженностей.

Что включает в себя инвентаризация?

В процессе проверке подвергается следующее:

  • движимое и недвижимое имущество, а также нематериальные активы;
  • обязательства перед физическими или юридическими лицами, в том числе, и касающиеся забалансовых счетов;

Некоторые активы могут не проверяться при соблюдении определенных условий:

  • все основные средства компании, при частоте проведения инвентаризации не реже раза в 3 года;
  • все активы, прошедшие учет после 1-го октября текущего года;
  • любые материалы, сырье или прочие товары, предназначенные для организаций, базирующихся на Крайнем Севере, при условии, что предыдущий учет произведен при минимальном остатке запасов;
  • библиотечный фонд, при проведении инвентаризации каждые 5 лет.

Разновидности годовой инвентаризации

Обязательные для готовой отчетности инвентаризации подразделяются на 2 типа – учет имущества и обязательств.

  • Инвентаризация имущества предназначена для подтверждения фактического наличия поставленных на баланс компании активов. Причем имеется ввиду не только материальное имущество (недвижимость, товары, транспорт и т.п.), а также объекты интеллектуальной собственности (патенты, научные разработки). Данный тип инвентаризации позволяет точно определить соответствие отчетности реальному положению дел.
  • Инвентаризация обязательств. Предназначена для получения представления обо всех финансовых задолженностях и предстоящих выплатах. Сюда относятся заработная плата сотрудников, кредиты, оплата сырья, обязательства перед поставщиками и т.п.

Инструкция по инвентаризации

Рассмотрим оптимальный порядок действий, который позволит не только значительно ускорить процесс, но и получить максимально корректные результаты.

  1. Все начинается с разработки и издания приказа от имени руководителя компании, в котором указаны подлежащие учету объекты, а также сроки проведения инвентаризации.
  2. Определяется состав комиссии, которая будет заниматься учетом. Рекомендуется включать в нее технических работников, сотрудников бухгалтерии, а также аудиторов (оптимальный вариант – привлечение сторонних специалистов). Комиссия должна состоять минимум из трех человек, проведенная при меньшем количестве членов инвентаризация не может быть признана действительной, поэтому процедура в таком случае не имеет смысла.
  3. При проведении учета в обязательном порядке должны присутствовать материально ответственные за имущество сотрудники.
  4. Подготовка необходимых документов. Если инвентаризация проводится в отношении финансовых средств, биржевых бумаг или прочих материальных ценностей, материально ответственный за них сотрудник должен предоставить комиссии документацию на собственность, которые не были переданы в бухгалтерию ранее.
  5. Подготовка специальных форм для фиксации результатов учета.
  6. Непосредственно инвентаризация имущества. Производится подсчет количества товаров, взвешивание, замеры и прочие процедуры, которыми занимаются члены комиссии и сотрудники, несущие материальную ответственность за активы. Также определяется соответствие указанных сумм задолженностей и прочих финансовых обязательств реальному положению дел.
  7. Внесение результатов в подготовленные формы или базу данных WMS. При оформлении подобной документации должно быть указано, что учет производился в присутствии материально ответственных сотрудников с их личным подтверждением (обычная или цифровая подпись). При выявлении расхождений составляется сличительная ведомость, с подробным указанием излишков и недостач.
  8. Составляется протокол заседания комиссии, на котором обсуждались причины расхождений, с обязательным их занесением в данный документ.
  9. Создание полной ведомости со всеми результатами проведенной инвентаризации (используется стандартная форма ИНВ-26).
  10. Выпускается приказ, согласно которому результаты проверки становятся официально утвержденными.
  11. Перенос полученных данных в ежегодный бухгалтерский отчет. В нем должны быть отражены все выявленные расхождения.

Также важно обратить внимание, что всегда можно заказать независимую инвентаризацию в профильной компании. ПрофСостав выполняет подобные услуги уже много лет. Мы с удовольствием решим ваши задача и предоставам точные и достоверные результаты.

 

Результаты инвентаризации в годовом бухгалтерском отчете

Для правильного составления этого документа и исключения санкций со стороны государственных контролирующих организаций, необходимо грамотно списать излишки и недостатки с учетом пересортицы (при необходимости). Также следует снять с баланса непригодное для использования в работе компании имущество. Но отметим, что в отчете нельзя указывать недостоверную информацию, так как это грозит штрафами и прочими негативными последствиями для организации и ее руководства.

Заключение

Инвентаризация – необходимая процедура в конце финансового года, позволяющая точно определить финансовое положение компании и отразить его в бухгалтерской отчетности. Главное правильно подойти к подготовке проверки и непосредственно самому процессу.

Связаться с менеджером