Инвентаризация имущества – это наиболее эффективный способ учета имущества и соответствия фактического наличия материальных ценностей на предприятии с документальными данными. Грамотно проведенная инвентаризация позволит выявить и зафиксировать несоответствия между реальным положением дел и учетными документами, покажет полноту отражения имущественного состава предприятия в учетных книгах.
Своевременное проведение инвентаризации необходимо не только для выявления ошибок в документации, но и для оптимизации рабочего процесса. При этом важно, чтобы инвентаризация была проведена грамотно, с соблюдением всех необходимых норм.
Когда необходимо проводить инвентаризацию?
Существует несколько оговоренных законом случаев, когда требуется обязательная инвентаризация.
• Перед совершением любых сделок с имуществом: сдачей в аренду, продажей, выкупом;
• При смене материально ответственного лица;
• При ликвидации предприятия или его реорганизации (как частного, так и государственного);
• При составлении ежегодной отчетности;
• В случае прошедших стихийных бедствий и любых других форс-мажорных обстоятельств, которые потенциально могли повлиять на качественный и количественный состав имущества;
Для проведения проверки необходимо создать специальную комиссию, в состав которой, помимо непосредственных представителей предприятия, могут входить члены независимых аудиторских компаний или служб.
Этапы проведения инвентаризации
Инвентаризация имущества компании, которая может быть признана действительной, должна проходить в несколько основных этапов.
1 этап. Создание специальной комиссии. На данном этапе выбираются члены коллектива, а также представители сторонних аудиторских компаний, которые войдут в состав комиссии и будут проводить инвентаризацию. Комиссия обязательно должна иметь в своем составе материально ответственное лицо предприятия.
2 этап. Подготовительный. На данном этапе предприятие подготавливает все необходимые для проведения инвентаризации документы: промежуточные отчеты, приходные и расходные документы и т.д. Документы передаются на рассмотрение комиссии.
3 этап. Проверка документов и имущества. Основной этап инвентаризации – происходит проверка наличия фактического имущества на предприятии, производятся описи и составляются акты. На этом же этапе члены комиссии проверяют соответствие между реальным имуществом и записями в документах. В случае необходимости производятся исправления ошибок в бумагах с письменного согласия всех членов комиссии.
4 этап. Денежная оценка имущества. В составленных актах и описях фиксируется стоимость имущества предприятия.
5 этап. Аналитический. Происходит вторичная проверка всех данных, сравнение результатов инвентаризации с данными, представленными в документах предприятия. Задача данного этапа – выявить излишки или недостачу.
6 этап. Заключительный. На данном этапе производится подписание документов об успешно проведенной инвентаризации и ее результатах.
Грамотное проведение инвентаризации – необходимое условие. Только соблюдение всех представленных в законодательстве норм гарантирует качественный результат инвентаризации, на
основе которого можно начать разработку документов о передаче имущества или составлять ежегодный отчет. Если вы не уверены в том, что ваша компания сможет самостоятельно провести инвентаризацию, рекомендуем обратиться к независимым аудиторским компаниям.