Проведение инвентаризации обязательная часть бухгалтерского учета любой компании. Эта процедура должна проходить в точном соответствии с установленными на законодательном уровне нормами. В противном случае результаты проверки признаются недействительными.
Исправить допущенные в ходе инвентаризации и при оформлении ее результатов ошибки практически невозможно исправить. При их выявлении контролирующими органами следуют санкции в виде денежных штрафов. Кроме того, это может вылиться в убытки для самой компании в виде невозможности взыскать с материально ответственных лиц или других виновников недостачи товарно-материальных ценностей их стоимость. Сегодня мы рассмотрим наиболее частые ошибки при инвентаризации и последствия, к которым они могут привести.
Прежде чем переходить к перечислению ошибок, разберем, как должна проходить проверка. Не будем подробно останавливаться на всех пунктах, укажем только основные тезисы.
Элементарное соблюдение правил. Члены комиссии должны убедиться в наличии всей обязательной информации в приказе руководителя о проведении инвентаризации, передаче материально ответственным лицом необходимых документов, правильности работы измерительного оборудования и прочих использующихся в ходе проверки устройств, а также опечатать подлежащее проверке помещение.
Это все, что касалось предварительного этапа. По окончании мониторинга ТМЦ, должно быть составлено 2 образца инвентаризационных описей, один из которых передается в бухгалтерию для формирования сличительной описи. Если ревизии подвергались ценности, принадлежащие организации (на ответственном хранении, в аренде и т.п.), опись на них составляется отдельно это необходимо, чтобы впоследствии действительный собственник мог запросить результаты проверки. Сличительные ведомости подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. После этого, выпускается подтверждающий полученные в ходе ревизии документ.
Это был перечень наиболее распространенных и вероятных ошибок при инвентаризации, но существуют и другие, менее очевидные недочеты, которые, тем не менее, могут привести к аннулированию результатов проверки.
В пример можно привести ежегодную инвентаризацию, перед которой произошла смена материально ответственного лица, но проверка при этом проведена не была. Увольнение МОЛ и назначение на его место нового сотрудника однозначно трактуется как случай обязательной инвентаризации.
В случае обнаружения недостачи при годовой ревизии выявить виновного станет практически невозможно отсутствие данных о том, какой объем ТМЦ оставался на складе при увольнении прежнего МОЛ говорит о том, что хищение могло быть совершено как им, так и преемником.
Также можно указать на некорректное оформление отчета независимых аудиторов, к помощи которых руководство организации прибегло при попытке материально ответственного лица оспорить результаты проведенной инвентаризации. В таком случае привлечь сотрудника к ответственности опять же не получится.
Сегодня мы рассказали о распространенных ошибках при инвентаризации, поэтому теперь вы знаете, на что следует обращать пристальное внимание. Но такие ситуации могут возникать только в том случае, если руководство компании привлекает к проверке собственных сотрудников.
Если решите заказать независимую инвентаризацию, обращайтесь в компании ПрофСостав и будьте уверены, что наши опытные специалисты проведут инвентаризацию на любом объекте в полном соответствии с законодательными нормами и без каких-либо ошибок.