Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Основные ошибки при инвентаризации

Проведение инвентаризации обязательная часть бухгалтерского учета любой компании. Эта процедура должна проходить в точном соответствии с установленными на законодательном уровне нормами. В противном случае результаты проверки признаются недействительными.

Исправить допущенные в ходе инвентаризации и при оформлении ее результатов ошибки практически невозможно исправить. При их выявлении контролирующими органами следуют санкции в виде денежных штрафов. Кроме того, это может вылиться в убытки для самой компании в виде невозможности взыскать с материально ответственных лиц или других виновников недостачи товарно-материальных ценностей их стоимость. Сегодня мы рассмотрим наиболее частые ошибки при инвентаризации и последствия, к которым они могут привести.

Правила проведения инвентаризации

Прежде чем переходить к перечислению ошибок, разберем, как должна проходить проверка. Не будем подробно останавливаться на всех пунктах, укажем только основные тезисы.

Кто должен принимать участие в процессе?

  • Материально-ответственные за ТМЦ, в отношении которых проводится проверка, сотрудники. В их задачу входит заблаговременная отправка в бухгалтерию всех необходимых документов и предоставление расписок в том, что они действительно переданы.
  • Члены инвентаризационной комиссии. Команда собственных сотрудников или независимых аудиторов, занимающаяся непосредственной проверки фактического количества имущества, а также составлением описей и ведомостей.
  • Руководитель организации. Должен издать указ о проведении проверки, без которого начинать ее незаконно. В случае отсутствия в МОЛ в штате или на рабочем месте, руководитель выступает в его роли.

Что позволит минимизировать риск ошибок?

Элементарное соблюдение правил. Члены комиссии должны убедиться в наличии всей обязательной информации в приказе руководителя о проведении инвентаризации, передаче материально ответственным лицом необходимых документов, правильности работы измерительного оборудования и прочих использующихся в ходе проверки устройств, а также опечатать подлежащее проверке помещение.

Это все, что касалось предварительного этапа. По окончании мониторинга ТМЦ, должно быть составлено 2 образца инвентаризационных описей, один из которых передается в бухгалтерию для формирования сличительной описи. Если ревизии подвергались ценности, принадлежащие организации (на ответственном хранении, в аренде и т.п.), опись на них составляется отдельно это необходимо, чтобы впоследствии действительный собственник мог запросить результаты проверки. Сличительные ведомости подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. После этого, выпускается подтверждающий полученные в ходе ревизии документ.

Список частых ошибок при инвентаризации

  • Отсутствие в приказе руководителя дат начала и окончания проверки, перечня состава комиссии с указанием председателя, места проведения и объектов проверки.
  • Неправомерное включение в состав комиссии сотрудников. Например, если пересчетом занимается материально ответственное лицо. МОЛ должны присутствовать при инвентаризации на всех ее этапах, но исключительно в качестве наблюдателей.
  • Обратная с предыдущим пунктом ситуация проведение инвентаризации без присутствия МОЛ. Это может привести не только к аннулированию результатов и необходимости в повторной проверки, но и к невозможности взыскания ущерба. Причем, даже после новой ревизии получить материальное возмещение не получится, так как факт нарушения уже на лицо и ответчик может указать на то, что изъятие недостающих ТМЦ произошла именно во время первой проверки.
  • Отсутствие одного из указанных в приказе членов комиссии в ходе проверки или его подписи на документах.
  • Доказанное преднамеренное искажение фактов членами комиссии. В данном случае речь идет уже не только об административной, но и об уголовной ответственности.
  • Продолжение деятельности подразделения компании, в котором проводится инвентаризации в ходе проверки. Чревато появлением неучтенных или перемещением уже внесенных в опись ТМЦ, а также добавлением новых приходно-расходных документов.
  • Отсутствие подтверждения передачи отчетности в бухгалтерию в виде расписок от материально ответственных лиц.
  • Исправления в описях и ведомостях, не заверенные подписями всех членов комиссии. Приравнивается к умышленной подтасовке результатов после завершения проверки.
  • Неправильный процесс составления сличительных ведомостей. То есть, если за основу берутся данные из бухгалтерской документации, а уже с ними сравнивается информация из описей. Должно быть наоборот таким образом исключается возможность пропустить недостачу или перерасход.
  • Неполнота пакета документов по результатам проверки. Например, формирование единственного экземпляра описи, вместо двух.
  • Пропуск или оставление незаполненных строк в форме инвентаризационной описи. Дает возможность дописать любые данные без ведома членов комиссии. Если свободные строки остались внизу, они должны быть перечеркнуты общепринятым знаком в виде латинской буквы Z.
  • Отсутствие подписей материально ответственного лица на заключительной странице описи. Она подтвержает, что сотрудник согласен с полученными результатами и не имеет никаких нареканий к действиям комиссии в ходе пересчета ТМЦ. Если нет подписи, значит могут быть предъявлены претензии и оспорены результаты.

Это был перечень наиболее распространенных и вероятных ошибок при инвентаризации, но существуют и другие, менее очевидные недочеты, которые, тем не менее, могут привести к аннулированию результатов проверки.

В пример можно привести ежегодную инвентаризацию, перед которой произошла смена материально ответственного лица, но проверка при этом проведена не была. Увольнение МОЛ и назначение на его место нового сотрудника однозначно трактуется как случай обязательной инвентаризации.

В случае обнаружения недостачи при годовой ревизии выявить виновного станет практически невозможно отсутствие данных о том, какой объем ТМЦ оставался на складе при увольнении прежнего МОЛ говорит о том, что хищение могло быть совершено как им, так и преемником.

Также можно указать на некорректное оформление отчета независимых аудиторов, к помощи которых руководство организации прибегло при попытке материально ответственного лица оспорить результаты проведенной инвентаризации. В таком случае привлечь сотрудника к ответственности опять же не получится.

В заключение

Сегодня мы рассказали о распространенных ошибках при инвентаризации, поэтому теперь вы знаете, на что следует обращать пристальное внимание. Но такие ситуации могут возникать только в том случае, если руководство компании привлекает к проверке собственных сотрудников.

Если решите заказать независимую инвентаризацию, обращайтесь в компании ПрофСостав и будьте уверены, что наши опытные специалисты проведут инвентаризацию на любом объекте в полном соответствии с законодательными нормами и без каких-либо ошибок.

Связаться с менеджером