Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Инвентаризация запчастей – цели, этапы и процесс выполнения

Инвентаризация входит в число бухгалтерских операций и проводится с целью проверки фактических остатков для сопоставления с данными учетной документации.

Данная процедура позволяет своевременно выявить отклонения и выяснить их причину.

Инвентаризация запчастей – это важное мероприятие, которое обусловлено несколькими факторами:

  • Естественное снижение запасов имущества, связанное с распылением, усушкой, порчей и пр.;
  • Ошибки сотрудников в ходе приема ТМЦ, что приводит к неточностям учета;
  • Отклонения от точных значений по причине временных неполадок технического оборудования;
  • Воздействие стихийных бедствий, техногенных катастроф;
  • Несанкционированное распоряжение имущественными ценностями предприятия со стороны ответственных сотрудников (кражи, повреждение, неправильные замеры и пр.).

Все это так или иначе приводит к изменениям фактических остатков хозяйственных ресурсов, которые невозможно своевременно отразить в учетных данных.

Цели инвентаризации запчастей

Инвентаризация зап. частей позволяет решить ряд важных задач:

  • Определение фактического количества по производственным запасам (как в целом, так и для материально ответственных лиц);
  • Выявление излишков, брака, товара и имущества, подлежащего списанию;
  • Оценка сохранности имущественных ценностей компании;
  • Определение недочетов первичного учета, выявление ошибок и других издержек;
  • Обоснование достоверности баланса.

Инвентаризация на предприятиях проводится в соответствии с регламентированными законодательными актами.

Условия, когда переучет является обязательным

  • Смена владельца, управляющего и материально ответственных лиц;
  • Перед формированием отчетности за год;
  • При выявлении кражи и недобросовестных действий со стороны сотрудников;
  • Перед остановкой деятельности компании (ликвидации);
  • По запросу судебных приставов и контролирующих инстанций.

Виды переучета запчастей

В зависимости от задач, на предприятии может проводиться инвентаризация в нескольких формах:

  • Частичная. Проводится по отдельным видам имущества;
  • Сплошная. Проверке подлежит все имущество, закрепленное за материально ответственным лицом;
  • Выборочная. Проверяются ТМЦ определенных видов;
  • Плановая/внеплановая. Проводится планово либо не запланировано (соответственно). Во втором случае назначается по усмотрению руководства при наличии оснований.

Есть еще одна классификация:

  • Перманентная инвентаризация – непрерывная (проводится в конкретные дни);
  • Повторная – проводится при условии несоблюдения порядка в ходе первичного переучета.

Инвентаризация проводится после того, как распорядитель (руководитель) издает соответствующий приказ и определяет состав инвентаризационной комиссии.

В состав комиссии включаются:

  • Один из руководителей компании;
  • Главный бухгалтер;
  • Руководство по подразделения;
  • Профильные специалисты.

Основные этапы работы

  1. Подготовка. На этом этапе проводится анализ объекта, устанавливается пломба на складском помещении запчастей, проверяется корректность измерительного оборудования. Завскладом предоставляет расписку о предоставлении приходной и расходной документации в бухгалтерию. На момент переучета все ценности должны быть оприходованными и списанными по факту.
  2. Основной этап. Здесь проводится снятие фактических остатков, то есть запасы пересчитываются, измеряются, взвешиваются и т.д. Все данные вносятся в опись по инвентаризации – первичный документ. На этих ведомостях проставляется нумерация, а на каждую страницу вносятся данные о натуральных измерениях числами и буквами. Документы подписываются каждым членом комиссии.
  3. Описи должны быть составлены в двух образцах – первый передается материально ответственному лицу, второй – в бухгалтерию. Описи можно заполнять как при помощи вычислительных приборов, так и вручную. Помарки и исправления не допускаются. Наименования ценностей, а также их количество необходимо указывать в учетных единицах.
  4. Внесение правок. Допущенные ошибки исправляются на каждом экземпляре – ошибки зачеркиваются, а вместо них прописываются верные данные. Исправлять данные по товарам можно в письменном виде с последующим утверждением всеми членами комиссии.
  5. После завершения составления описи, материально ответственными лицами дается расписка о том, что проверка проводилась в их присутствии, и они не имеют никаких претензий к остальным участникам процедуры.
  6. В конце проверки все описи отправляются в бухгалтерию для сверки данных учета с результатами инвентаризации. Расхождения фиксируются в сличительной ведомости, где расхождения отражаются как в величинах, так и в денежном эквиваленте. Материально ответственные лица должны предоставить пояснение в письменном виде по каждому выявленному расхождению. По итогам составляется протокол, в котором изложены детали и причины несоответствия. К ответственности могут привлекаться виновные лица.

Если ревизия запчастей выявит ошибки, допущенные материально ответственными лицами, о них следует проинформировать комиссию до того, как откроется склад.

Если в ходе инвентаризации возникает необходимость принять поступление, то делается это в присутствии комиссии. Документы визирует председатель и вносит в них соответствующую отметку. Принятый товар не включается в опись.

Если документы на запасные части поступили во время переучета, они включаются в первый отчет – его составляют материально ответственные лица после мероприятия.

Товар в плюсе относят к прибыли предприятия, недостачу распределяют между материально ответственными лицами (либо ответственное лицо).

Связаться с менеджером