Инвентаризация, особенно обязательная, проходящая в конце каждого финансового года, подразумевает пересчет абсолютно всех товарно-материальных ценностей и прочего имущества. Одной из составляющих этих процедур является инвентаризация незавершенного производства. В нашем материале мы подробно рассмотрим, что именно относится к таким активам и особенности их учета.
Как можно примерно понять из термина, под ним подразумеваются ТМЦ, не до конца готовые к продаже или использованию по следующим причинам:
Если компания работает в сфере услуг, то при подсчете к незавершенному производству относятся уже оказанные, но еще не прошедшие процедуру приемки клиентом услуги.
Главными целями являются оценка себестоимости учитывающихся в таком качестве объектов, а также определение их фактического наличия, количества указанных в бухгалтерской документации бракованных изделий, остатков и прочих перечисленных выше ТМЦ. Кроме того, по результатам инвентаризации можно выявить несоблюдение норм использования сырья или нарушения производственного процесса, приводящие к образованию некондиции и ее накоплению на складах в чрезмерных объемах.
Как и в случае с ревизией любого другого имущества, можно разделить процедуру на 3 этапа – подготовку, пересчет и оформление результатов.
1. Подготовительный этап
Для инициации проверки необходим составленный в соответствии с унифицированной формой ИНВ-22 или предварительно принятым в организации собственным стандартом. В документе обязательно указываются сроки инвентаризации, ответственные за подлежащее учету имущество сотрудники, состав комиссии и непосредственно сами объекты проверки. Без приказа вся дальнейшая процедура вообще не имеет никакого смысла, так как ее результаты будут признаны недействительными.
Все документы, касающиеся движения подлежащих проверке объектов НЗП, должны быть поставлены на учет в бухгалтерии, так как передавать их комиссии должны сотрудники именно этого департамента под подпись материально-ответственного лица.
Крайне рекомендуется отсортировать НЗП от готовых к реализации товаров, а, в идеале, изначально выделить под их хранение отдельное помещение или область склада.
2. Проведение инвентаризации
После того, как все подготовительные мероприятия завершены, начинается непосредственно пересчет объектов. Полученная в процессе информация сразу же заносится в инвентаризационные ведомости по форме ИНВ-3. Если обнаруживается брак, который невозможно устранить, эти товары добавляются в отдельную ведомость для того, чтобы впоследствии было проще распределять результаты. Современная инвентаризация незавершенного производства подразумевает использование различных программных продуктов, соединяющееся со сканерами штрихкодов, что дает возможность ускорить процесс пересчета.
Обязательным условием для проведения проверки является присутствие всех членов комиссии как при пересчете ТМЦ, так и при составлении документации. То же самое касается материально-ответственных сотрудников. При форс-мажорных обстоятельствах, когда это невозможно, составляется специальный акт, в котором прописывается причина отсутствия.
Следует отметить особенности инвентаризации незавершенного производства в строительных компаниях. В ведомости заносятся все объекты, которые еще не сданы в эксплуатацию, в зависимости от степени их готовности. Кроме того, учитываются и объекты в состоянии консервации (добавляется соответствующая пометка).
3. Подсчет результатов
На последнем этапе происходит оформление полученных данных – по одному экземпляру акта, составленного на основании ведомостей, передается материально ответственным лицам и в бухгалтерию. После этого проходит заседание комиссии, на котором определяются наиболее подходящие способы оприходования излишков и списания недостач. Рекомендации отправляются на рассмотрение руководства для принятия окончательного решения.
Компания ПрофСостав предлагает услуги независимой инвентаризации незавершенного производства на выгодных условиях с гарантией объективного и точного результата. Наши специалисты проведение проверки под ключ на всех этапах, в том числе, оформят документы в полном соответствии с требованиями законодательства и руководства организации.