Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585

e-mail

insta

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Инвентаризация неучтенного производства на предприятии

Ежегодная инвентаризация является обязательной процедурой для любых организаций, независимо от сферы их деятельности, а также от того, являются ли они собственностью государства или относятся к частному сектору. В ее ходе производится учет материальных и нематериальных ценностей, но также необходим подсчет товаров незавершенного производства (сокращенно НЗП).

Этот термин означает, что изготовление продукции во время начала инвентаризации было завершено не до конца. Но такие товары, все равно, являются материальным имуществом организации, а, следовательно, должны подсчитываться наряду с остальными.

Инвентаризация неучтенного производства может рассматриваться не только как часть общей проверки, но и как самостоятельный процесс, проводимый в запланированные сроки или внепланово, в связи с какими-либо обстоятельствами.

Виды товаров незавершенного производства:

  • полностью готовые, но не принятые заказчиком на момент начала проверки;
  • не полностью укомплектованные;
  • бракованные, если их можно довести до соответствующего требованиям состояния;
  • находящиеся в незаконченном производственном цикле;
  • не прошедшие испытания и контроль качестве перед поступлением в продажу (если такие процедуры необходимы).

Для чего нужен учет незавершенного производства

В первую очередь инвентаризация таких товаров необходима для того, чтобы точно определить финансовую стоимость НЗП, а также выявить наличие бракованных предметов, недоукомплектованных, остатков по уже закрытым заказам и т.п. себестоимость в таком случае может определяться несколькими методами:

  • в соответствии с затраченными на сырье средствами;
  • согласно запланированной отпускной стоимости;
  • по фактической себестоимости.

Еще одна причина проведения инвентаризации НЗП – определить насколько рационально расходуются материалы при производстве товаров.

Особенности процедуры

Принципы инвентаризации НЗП не имеют серьезных отличий от обычной проверки – точно так же проводятся три основных этапа: подготовка, учет и разбор результатов.

  • для ускорения и упрощения процедуры учета, лучше заранее отсортировать товары не только в соответствии с существующей номенклатурой, но и по типу НЗП – не доукомплектованные, бракованные и т.п.;
  • перед тем, как приступить к учету, следует провести все наличествующее незавершенное производство через бухгалтерию;
  • руководитель в обязательном порядке должен предварительно издать приказ, на основании которого и будет проводиться инвентаризация – в нем требуется указать сроки процедуры, материально ответственные лица, а также состав комиссии (без такого приказа результаты инвентаризации попросту будут признаны недействительными);
  • после получения необходимой документации по перемещениям НЗП и расписки от материально ответственного сотрудника, начинается непосредственно учет товаров по имеющейся номенклатуре.

Полученные результаты заносятся в стандартные бланки описи, форма которых либо установлена на государственном уровне, либо утверждена руководством предприятия (бюджетные организации не могут самостоятельно выпускать бланки описи). Также отметим, что для продукции с браком форма бланка предусмотрена отдельно.

Присутствие членов комиссии, а также материально ответственных лиц обязательно на всех этапах инвентаризации. Если такой возможности у одного или нескольких участников проверки нет, должен быть составлен акт с указанием конкретных причин.

Инвентаризация незавершенного производства строительных компаний отличается от проверки остальных предприятий тем, что комиссия ведет учет не товаров по номенклатуре, а всех находящихся в процессе постройки зданий. Также в перечень НЗП входят любые законсервированные объекты. Только после передачи здания в эксплуатации, оно перестает считаться объектом НЗП.

Работа с результатами инвентаризации

По окончании процедуры заполняется 2 инвентаризационных акта, один из которых передается материально ответственному лицу, а второй отправляется в бухгалтерию, после чего полученные данные заносятся в бухучет. Указываются обнаруженные излишки и недостачи. Несовпадение фактических данных и номенклатуры может стать причиной финансового взыскания с материально ответственного лица, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Связаться с менеджером