Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Cоветы по проведению инвентаризации


Учет может быть корректным на бумаге, но для определения достоверности отчетных данных необходимо провести инвентаризацию. Рекомендуем ознакомиться с данной статьей, чтобы избежать вероятных ошибок.

Инвентаризация является обязательной ежегодной процедурой, которую должны проводить предприятия любого типа. Цель мероприятия – сопоставление данных, содержащихся в бухгалтерском учете с фактическими показателями.

В случае, если у организации есть дополнительные ресурсы и время, работа выполняется силами сотрудников, в других случаях рациональным выходом явялется независимая инвентаризация.

На практике далеко не все компании осознают важность данной процедуры, поэтому относятся к ней как к формальности. Но только в процессе реального пересчета можно своевременно вывить недостачу, излишки по имущественным ценностям, определить актуальное состояние дел, привести в порядок имущественную базу, оценить достоверность учетной документации, оптимизировать деятельность в целом. Кроме того, качественный переучет позволяет снизить риски, связанные с налоговым законодательством.

Инвентаризация по законодательству

Список ситуаций, когда переучет обязателен:

  • передача в аренду, продажа, выкуп;
  • перед составлением годовой отчетности по бухгалтерии;
  • смена материально ответственных лиц;
  • подозрения о незаконном обращении сотрудников ТМЦ;
  • после стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • при реструктуризации, ликвидации и т. д.

Основные средства проверяются через каждых три года.

Руководитель предприятия вправе назначить переучет по своему усмотрению. Ему нужно установить количество таких процедур на отчетный год, определить даты проведения, список имущества для проверки, а также финансовые обязательства для каждой инвентаризации.

Что подлежит инвентаризационной проверке

В ходе инвентаризации проверяются все имущественные ценности, финансовые обязательства, кредиты, займы и пр., как по основному подразделению, так и по всем остальным.

А именно:

  • основные средства;
  • материальные и нематериальные активы;
  • денежные вклады;
  • товарно-материальные ценности;
  • расходы незавершенных производств, а также следующих периодов;
  • финансовые активы, образцы документов, документы;
  • расчеты с фондами, ФНС, контрагентами и другими сторонними лицами;
  • финансовые обязательства, активы, ценные бумаги;
  • запасы на будущие расходы и платежи.

Примите во внимание, что проверяется не только все то, что принадлежит организации, но и то, что находится в ее пользовании, аренде, на ответственном хранении, переработке и т. п.

Этапы инвентаризации

  1. Подготовительный:
    — выдача приказа;
    — утверждение членов комиссии;
    — определение сроков;
    — составление список ценностей для проверки;
    — получение расписок материально ответственных лиц;
    — печать описей (форма ИНВ-3);
  2. Взвешивание, проведение замеров, подсчетов, проверка реального наличия ценностей и обязательств, подготовка описей.
  3. Сравнение учетных и фактических данных, выявление несоответствий, составление сличительных ведомостей, выяснение причин несоответствий, поиск виновных лиц.
  4. Отражение итогов – упорядочивание данных в учетной документации.

Если расхождения превышают допустимые нормы, виновные лица привлекаются к административной ответственности.

Если нужно исправить ошибки, то правила таковы:

  1. Процедура завершается до утверждения отчетов и передачи в ФНС.
  2. Записи с исправлениями должны датироваться датой завершения переучета или последним календарным днем отчетного года (31 декабря).

После утверждения и сдачи бухгалтерской отчетности никаких изменений и правок вноситься не может. Исправление всех ошибок переносится на следующий отчетный год.

Связаться с менеджером