Москва+7 (495) 540-50-48
Санкт-Петербург+7 (812) 425-35-85

e-mail

insta

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Практические советы по проведению инвентаризации

Даже если отчеты и учетная документация ведется в соответствии с установленными требованиями, достоверность данных можно выявить только в ходе инвентаризации. Рассмотрим важные моменты данной процедуры, которые позволят избежать распространенных ошибок.

Инвентаризация (переучет) – это процедура, которую ежегодно обязаны проводить абсолютно все предприятия с целью сверки соответствия данных, отраженных в отчетной документации с фактическими сведениями.

Многие организации не осознают значимость этого мероприятия и считают его не более, чем формальностью. Инвентаризация позволяет вовремя выявить недостачу или переизбыток имущества компании, определить текущее состояние объектов, привести в порядок имущественные ценности, провести анализ задолженности, а также найти пути для оптимизации производства.

Немаловажно, что в ходе переучета также происходит исправление ошибок в отчетах, что позволяет избежать проблем с контролирующими инстанциями.

Случаи, предусматривающие обязательный переучет:

  • Перед совершением каких-либо сделок с имуществом (передача в аренду, реализация, выкуп);
  • Реструктуризация унитарного учреждения;
  • Перед формированием годовой отчетности по бухгалтерии;
  • При смене материально ответственных субъектов;
  • При выявлении краж и любых противозаконных действий с имуществом;
  • При стихийных бедствиях, пожарах и прочих экстренных ситуациях;
  • При реструктуризации либо ликвидации предприятия;
  • В других случаях, предусмотренных законодательством.

Если процедура проводилась позднее 1 октября текущего отчетного года, перед формированием годового баланса повторного прохождения процедуры не требуется.

Инвентаризацию основных средств необходимо проводить каждые три года (согласно Приказу российского Министерства финансов).

Управляющий организации вправе провести инвентаризацию по собственной инициативе. Для этого он должен установить количество процедур на протяжении отчетного года, а также даты их проведения, составить список имущества для проверки с учетом финансовых обязательств.

Что подлежит инвентаризационной проверке?

Проверяться должны все имущественные ценности и все финансовые обязательства вне зависимости от их местонахождения. То есть проверка должна распространяться не только на головное предприятие, но также на все его подразделения. Обязательной проверке подлежат:

  • Нематериальные ценности;
  • Капиталовложения;
  • Основные средства;
  • Товарно-материальные активы;
  • Незаконченное производство и затраты, запланированные на будущие периоды;
  • Финансы, ценные бумаги, документация строгой отчетности;
  • Документы, отражающие сделки с поставщиками, клиентами, налоговой инстанцией и бюджетными фондами, расчеты с дебиторами/кредиторами;
  • Резервы планируемых расходов и взносов;
  • Активы и прочие обязательства предприятия.

Важно! Проверять необходимо не только ценности, которые находятся во владении компании. Инвентаризацию следует выполнить по отношению к ценностям, состоящим на учета забалансовых счетов, например:

  • ОС в аренде;
  • Товары, находящиеся на ответственном хранении;
  • Материалы, используемые для переработки и пр.

Порядок процедуры

Проведение инвентаризации имущественных ценностей и обязательств на предприятии регламентируется ФЗ №402. Примечательно, что в учетной политике необходимо отразить только инвентаризацию, проведенную по инициативе руководителя. Что касается обязательного переучета, его отражать не нужно.

Этапы переучета


Подготовка:

  • Составление приказа о проведении переучета;
  • Определение комиссионного состава;
  • Установка сроков реализации инвентаризации;
  • Формирование списка имущества для проверки;
  • Составление расписок материально ответственными лицами;
  • Печать описей инвентаризуемого имущества по форме ИНВ-3 для каждого материально ответственного лица.

Проведение процедуры регламентируется в Методических указаниях, утвержденных Министерством финансов РФ № 49 (от 13 июня 1995 г.). Этот же документ содержит унифицированные формы для учета результатов проверки.


На следующем этапе выполняются следующие мероприятия:

  • Взвешивание/измерение/расчет фактических имущественных ценностей;
  • Выявление обязательств;
  • Формирование описей для инвентаризации.


При непосредственной инвентаризации проводится сопоставление информации, указанной в описях с данными бухгалтерской отчетности с целью:

  • Выявления разбежностей;
  • Составления сличительных ведомостей;
  • Определение причин выявленных разбежностей.


Фиксация результатов предусматривает:

  • Приведение бухгалтерской отчетности в соответствие с фактическими результатами;
  • Привлечение лиц, виноватых в некорректном учете, к административной ответственности.

В ходе устранения ошибок, выявленных при переучете, следует руководствоваться двумя правилами:
1. На момент подписания и утверждения налоговой отчетности процедура переучета должна быть завершена.
2. Сведения об устраненных ошибках должны быть датированы числом окончания проверки либо последним календарным днем отчетного года.

Бухгалтерская отчетность после утверждения является окончательной и не подлежит изменениям. Все неточности исправляются в текущем отчетном году.

Порядок отражения «лишнего» имущества

Материальные ценности и ОС могут быть выявлены в ходе переучета вследствие ошибок, допущенных при учетных мероприятиях, осуществленных ранее.

Выявленные запасы следует отражать с учетом текущей рыночной цены, что влияет на размер налогов. Зачисление следует датировать днем проведения переучета, а средства необходимо внести в графу прочих доходов.

Эти излишки отражаются в последующих бухгалтерских счетах.

Кроме того, необходимо определить факторы появления лишнего имущества , а также найти виновных.

При выявлении неликвидных материальных ценностей (напр., бракованный товар, неактуальные детали и пр.), из необходимо списать по Дебету 91/Кредиту 10.

Для отражения в налоговой отчетности стоимости лишних запасов, их необходимо внести в графу внереализационных доходов и оприходовать по актуальной рыночной стоимости.

Ответственность

Отсутствие инвентаризации не предусматривает фактической ответственности. Но налоговая инспекция вправе наложить штраф за предоставление недостоверных сведений в учетах и отчетной документации (только в случае выявленных расхождений).