Даже если отчеты и учетная документация ведется в соответствии с установленными требованиями, достоверность данных можно выявить только в ходе инвентаризации. Рассмотрим важные моменты данной процедуры, которые позволят избежать распространенных ошибок.
Инвентаризация (переучет) – это процедура, которую ежегодно обязаны проводить абсолютно все предприятия с целью сверки соответствия данных, отраженных в отчетной документации с фактическими сведениями.
Многие организации не осознают значимость этого мероприятия и считают его не более, чем формальностью. Инвентаризация позволяет вовремя выявить недостачу или переизбыток имущества компании, определить текущее состояние объектов, привести в порядок имущественные ценности, провести анализ задолженности, а также найти пути для оптимизации производства.
Немаловажно, что в ходе переучета также происходит исправление ошибок в отчетах, что позволяет избежать проблем с контролирующими инстанциями.
Если процедура проводилась позднее 1 октября текущего отчетного года, перед формированием годового баланса повторного прохождения процедуры не требуется.
Инвентаризацию основных средств необходимо проводить каждые три года (согласно Приказу российского Министерства финансов).
Управляющий организации вправе провести инвентаризацию по собственной инициативе. Для этого он должен установить количество процедур на протяжении отчетного года, а также даты их проведения, составить список имущества для проверки с учетом финансовых обязательств.
Проверяться должны все имущественные ценности и все финансовые обязательства вне зависимости от их местонахождения. То есть проверка должна распространяться не только на головное предприятие, но также на все его подразделения. Обязательной проверке подлежат:
Важно! Проверять необходимо не только ценности, которые находятся во владении компании. Инвентаризацию следует выполнить по отношению к ценностям, состоящим на учета забалансовых счетов, например:
Проведение инвентаризации имущественных ценностей и обязательств на предприятии регламентируется ФЗ №402. Примечательно, что в учетной политике необходимо отразить только инвентаризацию, проведенную по инициативе руководителя. Что касается обязательного переучета, его отражать не нужно.
Проведение процедуры регламентируется в Методических указаниях, утвержденных Министерством финансов РФ № 49 (от 13 июня 1995 г.). Этот же документ содержит унифицированные формы для учета результатов проверки.
В ходе устранения ошибок, выявленных при переучете, следует руководствоваться двумя правилами:
1. На момент подписания и утверждения налоговой отчетности процедура переучета должна быть завершена.
2. Сведения об устраненных ошибках должны быть датированы числом окончания проверки либо последним календарным днем отчетного года.
Бухгалтерская отчетность после утверждения является окончательной и не подлежит изменениям. Все неточности исправляются в текущем отчетном году.
Материальные ценности и ОС могут быть выявлены в ходе переучета вследствие ошибок, допущенных при учетных мероприятиях, осуществленных ранее.
Выявленные запасы следует отражать с учетом текущей рыночной цены, что влияет на размер налогов. Зачисление следует датировать днем проведения переучета, а средства необходимо внести в графу прочих доходов.
Эти излишки отражаются в последующих бухгалтерских счетах.
Кроме того, необходимо определить факторы появления лишнего имущества , а также найти виновных.
При выявлении неликвидных материальных ценностей (напр., бракованный товар, неактуальные детали и пр.), из необходимо списать по Дебету 91/Кредиту 10.
Для отражения в налоговой отчетности стоимости лишних запасов, их необходимо внести в графу внереализационных доходов и оприходовать по актуальной рыночной стоимости.
Отсутствие инвентаризации не предусматривает фактической ответственности. Но налоговая инспекция вправе наложить штраф за предоставление недостоверных сведений в учетах и отчетной документации (только в случае выявленных расхождений).