Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Особенности инвентаризации в ресторане

Управление рестораном подразумевает множество взаимосвязанных процессов – контроль закупок, прибыли, расхода продуктов и их списания. Причем все они намного интенсивнее, чем в любых других сферах бизнеса. В связи с этим необходимы частые инвентаризации – регулярные ревизии позволяют исключить большинство проблем, вызывающих дополнительные расходы и снижение прибыли.

Основные причины инвентаризации в ресторане

Главным звеном в работе любого подобного заведения является кухня. Поэтому инвентаризации в большей степени затрагивают имеющиеся в распоряжении поваров продукты и инвентарь. Материально ответственные лица и руководство всегда должны быть в курсе актуального положения дел, чтобы иметь уверенность в наличие ингредиентов для любого внесенного в меню блюда.

Полная инвентаризация ресторана в обязательном порядке, как и в случаях с любыми другими организациями, обычно проводится по предусмотренным законодательными нормами причинам – перед сдачей годовой отчетности, смены МОЛ, реорганизацией или продажей бизнеса. Но выборочные (или неполные) проверки, например, для контроля наиболее дорогостоящих продуктов, хищением которых злоупотребляют недобросовестные работники кухни во многих ресторанах, проводятся регулярно со следующей периодичностью:

  • Ежедневная. Направлена на подсчет остатков алкоголя в баре после его закрытия.
  • Еженедельная. Проверяются остатки пригодных к использованию продуктов, что позволяет вовремя списать просрочку и неликвид, составить подробный и точный план закупок.
  • Ежемесячная. Пересчету подвергаются не только продукты, но и все хозяйственные средства и используемый инвентарь. Выявляются перерасход бытовой химии, а также недостачи или поломки кухонного оборудования.

Также практикуются внеплановые выборочные инвентаризации, которые проводятся без предупреждения сотрудников в произвольное время при наличии подозрений в хищении одного или нескольких членов персонала.

Преимущества регулярной инвентаризации в ресторане

  • своевременное внесение корректив в бухгалтерский учет;
  • выявление расхождений между фактическим количеством продуктов и указанных в системе учета данными;
  • оптимизация бизнес-процессов, связанных с движением продуктов;
  • обнаружение и профилактика хищений;
  • определение точной суммы чистого дохода за определенные периоды для дальнейшего анализа и, при необходимости, исправления ситуации.

Во многих случаях выявленные расхождения возникают по причине ошибок в технологической карте, которые приводят к тому, что на приготовление блюд списывается меньшее или большее количество продуктов, а это, в свою очередь, вызывает внесение некорректных данных в систему бухгалтерского учета. Помимо этого, следует учитывать, что сотрудники кухни работают в режиме высокой интенсивности, особенно в часы пик при полной посадке, так что могут попросту забывать списать выданные средства бытовой химии или выброшенные испорченные продукты. Не редки и умышленные приписки, когда некоторая часть продуктов уходит на сторону.

Ежемесячная инвентаризация в ресторане

Для начала работы инвентаризационной комиссии нужны следующие документы:

  • заверенные подписями руководителя и ответственных сотрудников технологические карты;
  • договоры материальной ответственности (как индивидуальной, так и групповой) с работниками бара, склада, кухни и хозяйственного звена;
  • данные из товаро-учетной системы об актуальных на момент начала проверки складских остатках;
  • схемы получения продуктов, инвентаря, бытовой химии, алкоголя и прочих подлежащих инвентаризации объектов.

О плановой ревизии персонал следует предупреждать заблаговременно – для этого необходим приказ директора или управляющего. Этим же документом назначается инвентаризационная комиссия. Так как ресторан отличается от организаций других сфер бизнеса меньшим числом персонала, поэтому важно распределить сотрудников таким образом, чтобы никто не проверял подотчетные самому себе активы (например, бармен не должен пересчитывать остатки алкоголя). Но, для получения наиболее точных и объективных результатов, мы рекомендуем обратиться к специалистам компании ПрофСостав.

Нет никаких строгих правил касательно непосредственно самой процедуры проверки, но некоторым рекомендациям все же стоит следовать, чтобы избежать ошибок:

  • Проверка начинается только после полного закрытия кухни и бара, а также получения оплаты за обслуживание всех столиков. В противном случае подсчеты остатков продукции будут некорректными.
  • Если в заведении несколько складов и мест хранения, они проверяются по отдельности, соответственно, на каждое из них составляется отдельная опись.
  • После начала инвентаризации все передвижение продуктов из мест хранения приостанавливается вплоть до ее окончания.
  • Описи и финальная инвентаризационная ведомость заверяются всеми членами комиссии, в противном случае документы считаются недействительными.

Следует отметить, что некоторые продукты дают различные доли отходов в зависимости от сезона, к примеру, картошка или капуста. Этот момент должен быть отражен в технологических картах, которые корректируются несколько раз за год. Способ подсчета остатков алкоголя зависит от того, в каких единицах – бутылках или литрах – они отражаются в бухгалтерской отчетности. В последнем случае для точного определения остатков в открытых бутылках используются специальные мерники.

Что позволяет выявить инвентаризация в ресторане?

В первую очередь, следует сказать, что небольшие недостачи или излишки в ресторанном бизнесе являются нормой. От них никто не застрахован, особенно это касается стартовых месяцев, когда большинство процессов находится еще в процессе отладки. Например, указанный в технологических картах расход продуктов может быть ниже или выше фактического, но впоследствии на основании наблюдений выводятся правильные параметры. Вообще нормой считаются отклонения в 3% от месячной прибыли. Если расхождения больше, значит необходимо принимать меры для предотвращения более серьезных проблем.

Чаще всего инвентаризация выявляет следующее:

  • Ошибки приема и учета товара. Например, в накладной товар считается по упаковкам, а в бухгалтерских документах проходит поштучно.
  • Несовпадения в названиях номенклатуры, занесенных в техкарты и складские ведомости.
  • Нарушения пропорций продукции барменами и поварами, приводящие к недостачам или возникновению излишков.
  • Слишком большой объем продуктов на складах. Неправильное планирование закупок приводит к чрезмерным расходам, а также порче неиспользованных вовремя продуктов, а, соответственно, к убыткам.
  • Неверно указанная в технологических картах рецептура. Излишнее или, наоборот, недостаточное количество ингредиентов, приводит либо к удорожанию себестоимости блюда, либо к снижению их качества.
  • Хищения со стороны персонала. Одна из главных проблем кухни и бара, так как их практически невозможно отследить. Именно для этого и нужны регулярные инвентаризации в ресторане.

В заключение

Мы рассмотрели основные особенности инвентаризации в заведениях общественного питания и выяснили, чем процедура отличается от проводимой в компаниях, специализирующихся на других видах бизнеса. Конечно, использовать сторонних аудиторов для ежедневной ревизии нецелесообразно, но к ежемесячным и обязательным проверкам лучше привлечнь специализированную компанию. Специалисты компании ПрофСостав выполнял инвентаризацию ресторана в самые короткие сроки, с соблюдением всех установленных норм и без ущерба для работы заведения.

Связаться с менеджером