Особенности инвентаризация лекарственных препаратов в аптеках, клиниках и других медицинских учреждениях.
Основной порядок учета не отличается от той же процедуры в других организациях (издание приказа, получение комиссией документов от ответственных лиц, предоставление результатов.), то в процессе пересчета лекарств в инвентаризационные описи добавляется дополнительная информация способ упаковки, форма, срок годности и многое другое. Поэтому инвентаризация в медицинских учреждениях проводится в строгом соответствии с регулирующими законодательными актами и рекомендациямиссмотрим основные положения и нюансы проверки лекарственных средств.
В задачи комиссии входит выявление просроченных лекарств, так как их реализация по истечении указанной даты запрещена. При этом, необходимо определить и легитимность установленного срока в соответствии с ОСТ 42-2-72.
При обнаружении просроченных лекарств комиссия указывает руководству учреждения или ответственному лицу на необходимость их списания. Для оформления этой процедуры могут использоваться стандартизированные (ТОРГ-15 и ТОРГ-16) или произвольные формы, разработанные непосредственно в организации и утвержденные руководством.
Также списанию и утилизации согласно Постановлению Правительства РФ № 674 за 03.09.2020 подлежат контрафактные препараты. Поэтому членам комиссии необходимо точно установить происхождение каждого лекарства с помощью нанесенного QR-кода или другими доступными способами.
Выявленные в ходе инвентаризации после списания передаются для уничтожение сертифицированной компании, специализирующейся на сборе, обезвреживании и утилизации отходов от I до IV класса (не касается наркотических, психотропных и ядовитых веществ – о них расскажем отдельно далее). Все происходит на полигонах, специализированных площадках или в помещениях с необходимым оборудованием. Руководитель или владелец медицинской организации передает препараты на основании официального договора. Все расходы на транспортировку и утилизацию также ложатся на передающую сторону.
Во избежание последующих проблем, уничтожение некачественных и просроченных лекарств сопровождается соответствующим актом, который передается в медучреждение, а далее пересылается в контролирующие и правоохранительные органы.
Согласно положениям статьи 38 № 3-ФЗ от 18.01.1998 в обязанности руководства или владельцев учреждений, деятельность которых связана с оборотным подобных средств, входит проведение инвентаризации имеющихся на балансе препаратов не реже чем раз в месяц.
Организации с круглосуточным графиком работы должны проводить инвентаризацию в последний календарный день месяца, все остальные в последний рабочий день.
Для упрощения проверок и во избежание утечки или нецелевого расходования наркотических и психотропных средств, согласно положению Минздрава РФ, ведется журнал регистрации их продажи, назначения и применения. В день проведения проверки происходит сравнение фактического остатка по сделанным описям и указанного в журнале. В случае несоответствия данных, руководитель должен сообщить об этом в правоохранительные органы в течение 3 дней с момента проведения ревизии. Помимо этого, при каждой передаче препаратов составляются соответствующие акты, и уже на их основании информация добавляется в журнал.
В качестве членов комиссии должны быть привлечены либо собственные сотрудники, специализирующиеся на работе с наркотическими веществами, понимающие все принципы и особенности их распределения среди пациентов клиники или покупателей аптеки, либо сторонние аудиторы.
Компания ПрофСостав предлагает услуги команды опытных сотрудников, которые проведут инвентаризацию и оформят ее результаты в полном соответствии с требованиями и положениями законодательных актов.
Этот термин подразумевает уменьшение количества имеющихся на балансе препаратов, не связанное с нарушением хранения, нелегитимной реализацией и порчей. Такие правила применяют ко многим товарно-материальных ценностей в результате установления снижения объема лекарств по естественной убыли, руководство просто списывает обнаруженную недостачу. Но нормы не применяются к опечатанной готовой продукции, типа спирта в заводской упаковке или растворов в запаянных ампулах, так как естественная убыль в таких условиях невозможна. Списать товары по причине убыли можно только в случае определения недостачи в полном соответствии с наименованием.
Инвентаризация медицинских учреждений, особенно в том, что касается проверки наркотических препаратов, должна проводиться в полном соответствии с требованиями законодательства. Рекомендуем обратиться к опытным специалистам компании ПрофСостав, которые сделают все быстро и качественно с гарантией отсутствия проблем с правоохранительными и контролирующими органами.