Что входит в обязанности менеджера по персоналу. Менеджер по персоналу – это должность или призвание?
Менеджер по персоналу – должностное лицо предприятия, компании, которое должно заниматься всеми проблемами, связанными с жизнедеятельностью людей, работников организации.
Деятельность менеджера по подбору, отбору, адаптации, подготовке, развитию и стимулированию (мотивации) персонала на современном крупном предприятии представляется двумя должностями.
Менеджер по персоналу занимается подбором, отбором и адаптацией персонала. Менеджер по обучению и развитию персонала отвечает за обучение, развитие и мотивацию работников. В помощь им формируется отдел по работе с персоналом. Первому из них, вменяется ответственность, дополнительно за кадровое делопроизводство, а второй отвечает за организацию работы по управлению человеческими ресурсами компании и разработку систем обучения и мотивации персонала. В компаниях, с численностью работников до 70 человек, есть смысл эти должности совмещать в одну - менеджер по подбору, отбору, адаптации, подготовке, развитию и стимулированию (мотивации) персонала. При этом кадровое делопроизводство поручить работникам кадрового органа (инспектору по кадрам) или бухгалтерии. Если на предприятии менеджер по персоналу будет заниматься еще и кадровым делопроизводством, то, исходя из анализа его должностных обязанностей и их объемности (а это все пункты предписанные менеджеру по персоналу), он не в состоянии будет исполнять их качественно (нельзя объять необъятное). Руководство государства намеревается делать акцент на развитие и увеличение доли среднего и малого бизнеса, будут образовываться соответствующие предприятия, где потребуется сотрудник с такими должностными функциями. При условии, если малому предприятию будет нерентабельно содержать менеджера по персоналу, то его руководителю потребуются знания и практика деятельности такого сотрудника. Менеджер по персоналу должен отнести себя к руководству компании, добиться того, чтобы без его участия не принималось ни одно решение, связанное с деятельностью персонала, в том числе, индивидуальные человеческие проблемы. Одновременно, он должен быть представителем интересов коллектива. Нахождение между «молотом и наковальней» - очень специфическое место, тем не менее, это и есть место истинного менеджера по персоналу. Он должен осознать зависимость своей успешной работы и прогресса компании. В его деятельности ему могут помочь отменное знание обязанностей, прав, ответственности, компетенций и практическая деятельность по алгоритму (системе) работы. Основой формирования компании есть работа менеджера по персоналу по подбору и отбору персонала. Созвучные слова говорят о разных функциях в работе специалиста. Подбор предполагает концентрацию человеческого ресурса, а отбор – выбор из него необходимого контингента, для заполнения нужных вакансий, применяя различные психологические методики. Подобрав персонал и расставив его по должностям, менеджер по персоналу организует его адаптацию, а через время и аттестацию. После проведения аттестации, менеджером по персоналу определяется «местонахождение» сотрудника и организуется его обучение с учетом компетенций должности. При этом менеджером по персоналу активно формируется наставничество в компании, организуются и проводятся различного типа коучинги. Немаловажное значение в деятельности менеджера по персоналу занимают вопросы развития сотрудников. Оценивая индивидуальную деятельность работников, специалист выявляет перспективных сотрудников с задатками лидеров, стараясь удовлетворить их потребности в карьерном продвижении, таким образом, формируя кадровый резерв предприятия. Для успешной деятельности предприятия, менеджер по персоналу развивает систему мотивации и стимулирования сотрудников, используя при этом прямую, косвенную, нематериальную, традиционную и нетрадиционную мотивацию. Постоянное уточнение мотивационного пакета, знание типологизации сотрудников и их потребностей, содействует росту продуктивности труда в компании.
Развивая корпоративную культуру в компании, менеджер по персоналу уясняет максимально возможные совпадения ценностей сотрудников с ценностями корпорации. Он является основным лицом (совместно с руководителем) по формированию идеологии (кредо) компании. При этом менеджер по персоналу способствует командообразованию в отделах (бригадах) и распределению социальных ролей сотрудников. Менеджер по персоналу способствует обеспечению комфортных условий труда, обеспечению социальной поддержки и защиты персонала. Основными направлениями его деятельности в этом, являются: улучшение условий труда сотрудников, развитие коммуникации между ними, прогнозирование, упреждение и разрешение конфликтов, формирование и улучшение социального пакета и другие. Важным в деятельности менеджера по персоналу является его способность к управлению человеческими ресурсами. Она предполагает развитие новой кадровой политики компании, новые подходы в подборе специалистов «широкого профиля». Каждая компания, со временем, предполагает изменения. Управлению изменениями способствует уяснение методов проведения изменений, разработка вариантов и схем внедрения новшеств в коллективах, подготовка персонала к изменениям, информирование об изменениях, преодоление сопротивления сотрудников.
Путь успешного HR-менеджера и руководителя компании начинается с прохождения соответствующих курсов. Получив переквалификацию на специальных курсах и тренингах, любой человек с любым образованием, при наличии сильной заинтересованности в работе, стремлении к саморазвитию и особым уровнем личностной зрелости может стать специалистом в этой отрасли по должности и призванию.