Инвентаризация ассоциируется с переходящей из одного отдела в другой группой проверяющих, пересчитывающих имеющееся в наличие имущество. Но на самом деле в ряде случаев в этом нет никакой необходимости – процедуру можно производить на удаленной основе.
Данная возможность была введена Министерством финансов в 2016 году, но наиболее широкое распространение такой способ учета получил немного позже – во времена пандемии COVID-19 удаленная инвентаризация осталась единственным методом проверки. Благодаря этому компании могли полностью закрыть ежегодную бухгалтерскую отчетность, не нарушая положений о карантине.
Эта практика не прекратилась со снятием ограничений и широко используется по различным причинам. Например, удаленная инвентаризация станет отличным решением для организаций, имеющих филиалы в других городах или регионах. Таким образом можно сэкономить на командировке сотрудников из головного офиса и не отрывать их от основной работы.
В первую очередь возможность проведения удаленной инвентаризации основывается на пункте 3 статьи 11 ФЗ-№402 «О бухгалтерском учете, в котором говорится, что организации (за исключением бюджетных) вправе устанавливать порядок и формат инвентаризаций самостоятельно. Но следует отметить, что проверка с помощью средств видеосвязи может быть проведена только в том случае, если учетная политика организации или другие нормативные документы предусматривают такой вариант.
В ходе процедуры хотя бы один из членов комиссии должен находиться непосредственно на объекте. Также скажем, что инвентаризация не может регулярно проводиться только на удаленной основе, необходимо чередовать такие проверки с обычными.
Как уже говорилось, данный формат проверки должен быть прописан во внутренней документации компании. Есть три варианта:
В первом случае возможность удаленной инвентаризации указывается в разделе, в котором прописаны сроки плановых проверок. Здесь же следует заранее обозначить программные средства, с помощью которых будет проходить процесс (например, Skype или другие мессенджеры с возможностью видеосвязи). Кроме того, сразу же определяется и метод фиксации хода процедуры в реальном времени – это может быть аудио или видео запись, а также фотосъемка.
Специалисты рекомендуют не останавливаться на одном формате при разработке учетной политики организации и указать возможность как обычной, так и удаленной инвентаризации. Таким образом руководитель сможет указывать метод для каждой отдельно взятой проверки в приказе.
Приведем пример типовой формулировки для учетной политики:
Процесс инвентаризации может проходить:
Формат каждой проверки определяется в приказе о проведении организации для каждого отдельного случая.
Если в учетной политике изначально не была указана возможность удаленной инвентаризации, но впоследствии такой пункт был добавлен, он вступит в силу только с начала следующего календарного года.
В приказе об инвентаризации должно быть указано следующее:
Отметим, что в стандартной форме приказа об инвентаризации ИНВ-22 нет блока, в котором можно выбрать способ проведения проверки.
Здесь должно быть указано все то же самое, что и в учетной политике. По сути это просто один из ее пунктов, вынесенный в отдельный документ, так что подробно рассматривать его не стоит.
Как и в случае с обычной инвентаризацией, после окончания проверки составляются следующие документы:
Удаленную инвентаризацию можно провести собственными силами или обратиться к специалистам «ПрофСостав». В таком случае вам не нужно тратить время на организацию проверки. Кроме того, вы можете быть уверены, что процедура будет проведена без технических сбоев и в полном соответствии с законодательными нормами и учетной политикой организации.