Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Как провести удаленную инвентаризацию

Инвентаризация ассоциируется с переходящей из одного отдела в другой группой проверяющих, пересчитывающих имеющееся в наличие имущество. Но на самом деле в ряде случаев в этом нет никакой необходимости – процедуру можно производить на удаленной основе.

Особенности удаленной инвентаризации

Данная возможность была введена Министерством финансов в 2016 году, но наиболее широкое распространение такой способ учета получил немного позже – во времена пандемии COVID-19 удаленная инвентаризация осталась единственным методом проверки. Благодаря этому компании могли полностью закрыть ежегодную бухгалтерскую отчетность, не нарушая положений о карантине.

Эта практика не прекратилась со снятием ограничений и широко используется по различным причинам. Например, удаленная инвентаризация станет отличным решением для организаций, имеющих филиалы в других городах или регионах. Таким образом можно сэкономить на командировке сотрудников из головного офиса и не отрывать их от основной работы.

На каких основаниях возможна удаленная инвентаризация

В первую очередь возможность проведения удаленной инвентаризации основывается на пункте 3 статьи 11 ФЗ-№402 «О бухгалтерском учете, в котором говорится, что организации (за исключением бюджетных) вправе устанавливать порядок и формат инвентаризаций самостоятельно. Но следует отметить, что проверка с помощью средств видеосвязи может быть проведена только в том случае, если учетная политика организации или другие нормативные документы предусматривают такой вариант.

В ходе процедуры хотя бы один из членов комиссии должен находиться непосредственно на объекте. Также скажем, что инвентаризация не может регулярно проводиться только на удаленной основе, необходимо чередовать такие проверки с обычными.

Удаленная инвентаризация в рамках закона

Как уже говорилось, данный формат проверки должен быть прописан во внутренней документации компании. Есть три варианта:

  • положение об учетной политике;
  • приказ о проведении проверки;
  • положение об инвентаризации.

В первом случае возможность удаленной инвентаризации указывается в разделе, в котором прописаны сроки плановых проверок. Здесь же следует заранее обозначить программные средства, с помощью которых будет проходить процесс (например, Skype или другие мессенджеры с возможностью видеосвязи). Кроме того, сразу же определяется и метод фиксации хода процедуры в реальном времени – это может быть аудио или видео запись, а также фотосъемка.

Специалисты рекомендуют не останавливаться на одном формате при разработке учетной политики организации и указать возможность как обычной, так и удаленной инвентаризации. Таким образом руководитель сможет указывать метод для каждой отдельно взятой проверки в приказе.

Учетная политика

Приведем пример типовой формулировки для учетной политики:

Процесс инвентаризации может проходить:

  • с выездом всех представителей инвентаризационной комиссии непосредственно на объект;
  • удаленно с помощью Skype и записью видео в реальном времени;
  • комбинированными методами для различных объектов и активов.

Формат каждой проверки определяется в приказе о проведении организации для каждого отдельного случая.

Если в учетной политике изначально не была указана возможность удаленной инвентаризации, но впоследствии такой пункт был добавлен, он вступит в силу только с начала следующего календарного года.

Приказ об инвентаризации

В приказе об инвентаризации должно быть указано следующее:

  • формат проверки – удаленный;
  • мессенджер или программа для обеспечения видеосвязи;
  • ФИО членов комиссии (с указанием ролей – удаленная работа или присутствие на объекте для пересчета);
  • ФИО сотрудника, отвечающего за настройку и бесперебойную работу видеосвязи;
  • причина проведения инвентаризации именно на удаленной основе.

Отметим, что в стандартной форме приказа об инвентаризации ИНВ-22 нет блока, в котором можно выбрать способ проведения проверки.

Положение об инвентаризации

Здесь должно быть указано все то же самое, что и в учетной политике. По сути это просто один из ее пунктов, вынесенный в отдельный документ, так что подробно рассматривать его не стоит.

Процедура удаленной инвентаризации

  • На объект выезжает один из членов комиссии, в обязанности которого входит пересчет активов. Его сопровождает материально ответственное за проверяющиеся активы лицо.
  • Создается онлайн-конференция по видео связи со всеми остальными членами комиссии.
  • Под наблюдением остальных, член комиссии, находящийся на объекте, производит пересчет активов. При этом, процесс фиксируется посредством видео записи.

Как и в случае с обычной инвентаризацией, после окончания проверки составляются следующие документы:

  • опись учтенного имущества – содержит перечень имеющихся по факту активов;
  • ведомость учета результатов – в ней определяется каким образом будут списаны недостатки;
  • сличительная ведомость – составляется при расхождении между учетным и фактическим объемом активов;
  • приказ об утверждении вышеперечисленных документов – составляется в свободной форме.

Удаленную инвентаризацию можно провести собственными силами или обратиться к специалистам «ПрофСостав». В таком случае вам не нужно тратить время на организацию проверки. Кроме того, вы можете быть уверены, что процедура будет проведена без технических сбоев и в полном соответствии с законодательными нормами и учетной политикой организации.

Связаться с менеджером