Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Как правильно провести инвентаризацию основных средств

Инвентаризация основных средств — актуальная мера как в рамках организации, так и в более глобальных масштабах. Проводится ли она в рамках законодательства или же в интересах компании, важно, чтобы подобная процедура шла в пределах установленного для неё регламента.

Присутствие материального ответственного лица

Участие подобного человека в таком мероприятии считается строго обязательным — без них невозможно провести проверку имущества, которое по факту находится на балансе компании. Такой сотрудник должен написать расписку, в которой говорится, что к началу проведения процесса все необходимые документы на данные ОС (основные средства) или сданы в бухгалтерскую службу, оприходованы в данном месте или просто-напросто уже списаны.

Какие документы следует подготовить

К подобной процедуре нужно подойти во всеоружии. Лучше всего заранее провести проверку и подготовку всех актуальных документов:

  • инвентарных карточек;
  • инвентарных книг ;
  • описей или других регистров, в которых будут учитываться основные средства;
  • паспорта или иная документация технического плана;
  • документы на ОС, которые были арендованы или, наоборот, сданы в аренду.

Каким образом обычно происходит инвентаризация основных средств

Рядовая процедура обычно представляет собой рассмотрение объектов с последующим занесением их в регистры. Упоминаются следующие показатели:

  • название;
  • назначение объекта;
  • его номер (инвентарный);
  • характеристики (технические или эксплуатационные).

Возникновение особых случаев в инвентаризации ОС

К таковым относят не только привычные офисные предметы и бытовую технику. Само здание также может входить в этот перечень. И не только оно - мосты и дороги тоже заносятся в специальную опись (если того требует инвентаризация). Здесь учитываются следующие нюансы:

  • в отношении зданий — материалы их постройки, полный расклад по площади и объему, этажность и период начала постройки;
  • если речь идет о мостах, то обращают внимание на их месторасположение и исходные материалы, которые были взяты для строительства;
  • у дорог учитывается тип, материалы происхождения, их ширина и протяженность (упоминание об износе находит отражение согласно по результатам их технического состояния).

Здесь очень важно обратить внимание на то, что если рассматриваемый объект уже подвергался восстановительным или реконструкционным работам, после которых его значение полностью изменялось. В этом случае необходимо внести его в реестр уже под специальным наименованием, которое раскрывает новое значение (здесь же можно указать и сумму снижения балансовой стоимости работ этого объекта).

Как оприходовать новые основные средства, "возникшие" в процессе инвентаризации

Случается, что при данном мероприятии были выявлены какие-либо новые объекты. В этом случае их необходимо учитывать по актуальной именно сейчас рыночной стоимости. По дебету они будут отражаться на счете учета основных средств корреспонденции, указаны как прочие доходы при учете прибылей и убытков.
В отношении налогового учета такие средства будут включены в состав внереализационных доходов. Здесь опять же нужно будет ориентироваться на рыночные цены. Все внесенные объекты обязательно подвергаются в будущем амортизации.

Что делать при выявлении недостачи

Неприятным моментом во время проведения инвентаризации основных средств будет являться возможность недостачи. Документально она отражается одним из двух следующих вариантов:

Когда не обнаружено виноватое лицо, то внесение идет во внереализованные расходы. От государственных органов должны быть получены соответствующие документы, в которых подчеркивается отсутствие сведений о виновных лицах.

При обнаружении виновного лица также идет отражение во внереализованных расходах. Однако одновременно с этим возвращенная недостача отображается в доходах внереализованного плана.

Связаться с менеджером