Москва+7 (495) 540-5048
Санкт-Петербург+7 (812) 425-3585
Екатеринбург+7 (343) 363-88-75

e-mail

вк

Пресс-центр

Пресс-центр

img-svg

Особенности инвентаризации в аптеке

Инвентаризация в аптеке, как и в любой другой организации, проводится для выявления недостач и излишков. Так как дело касается пересчета лекарственных средств и специфической системы распределения ответственности среди сотрудников в фармакологических учреждениях, процедура имеет собственные нюансы.

Их необходимо учитывать, чтобы не нарушить установленную законодательством процедуру и получить корректные результаты. Инвентаризация в аптеке может проводиться силами собственного персонала или с привлечением сторонней компании.

Специалисты ПрофСостав помогут провести инвентаризацию в аптеке в самые сжатые сроки с полным соблюдением правил в удобное для этого время.

Основные сведения

В процессе инвентаризации аптеки производится учет активов, а также оценка их состояния. При этом проверяется абсолютно все, начиная от лекарственных препаратов, заканчивая элементами интерьера и финансовыми средствами. Одной из особенностей процедуры для фармакологических учреждений является участие в ней всего персонала, так как каждый сотрудник является материально ответственным лицом.

Проверка проводится в следующих случаях:

  • ежегодная инвентаризация, предусмотренная законодательством РФ для всех организаций, независимо от сферы их деятельности;
  • выявление факта хищения товарно-материальных ценностей или финансовых средств;
  • назначение нового материально-ответственного лица на ту или иную позицию;
  • передача аптеки в аренду или собственность другому лицу;
  • перевод учреждения из государственного сектора в частный;
  • реорганизация или ликвидация юридического лица;
  • после чрезвычайного происшествия, например, пожара.

Существуют и другие причины, по которым может потребоваться инвентаризация в аптеке. В частности, руководитель имеет право запускать внеплановые проверки неограниченное количество раз, главное – наличие соответствующего приказа с указанием сроков проведения мероприятий.

Результаты инвентаризации в аптеке

Данная процедура позволяет получить следующую информацию:

  • соответствие или расхождение фактического количества товарно-материальных ценностей (ТМЦ) отраженному в документации;
  • проверка соответствия имеющейся учетной документации установленным нормам;
  • соблюдение правил условий хранения лекарственных препаратов;
  • определение товаров, пользующихся наименьшим или наибольшим спросом для оптимизации планирования закупок.


Таким образом, благодаря инвентаризации можно не только выявить неучтенные или недостающие активы, но и получить возможность избежать убытков по причине преждевременного прихода лекарственных средств в некондиционное состояние из-за несоблюдения правил их хранения.

Виды инвентаризации в аптеке

  1. Полная. В данном случае производится учет лекарственных препаратов, финансовых средств, а также движимого и недвижимого имущества. Это достаточно трудоемкий и долгосрочный процесс – согласно законодательству может проводиться не более 3 раз в год.
  2. Промежуточная. Назначается в зависимости от необходимости (с точки зрения руководства) и предназначена для получения информации о состоянии дел на конкретную дату, перед проведением полномасштабной проверки или по другой причине. Подлежащее учету имущество в данном случае определяется в зависимости от того, из-за чего именно была запущена инвентаризация (явная недостача, выявление хищений и т.п.).
  3. Годовая. Проводится в обязательном порядке в ноябре перед составлением отчета за текущий финансовый год. Достаточно произвести учет лекарственных препаратов и финансовых активов. Хотя, в зависимости от пожелания руководства может проверяться и другое имущество.

Обоснование инвентаризации

Проведение проверки регламентируется следующими документами:

  • Приказ Министерства финансов №49;
  • глава 25 Налогового кодекса РФ;
  • Федеральный закон №129;
  • Приказ руководителя организации.


Длительность мероприятий законодательно не регулируются, их устанавливает руководство в зависимости от типа и масштабов инвентаризации. В ходе учета препаратов должны приниматься во внимание такие нюансы, как их форма, дозировка и метод упаковки.

Все мероприятия могут быть проведены собственными силами, но для экономии времени и получения независимой и непредвзятой оценки лучше обратиться к сторонним специалистам. Компания ПрофСостав предлагает свои услуги по инвентаризации в аптеке на самых выгодных условиях с гарантией предоставления точных результатов.

 

Типовой приказ ИНВ-22 о проведении инвентаризации в аптеке

В данном документе должно в обязательном порядке указываться следующее:

  • дата начала и окончания проверки;
  • список членов комиссии и их обязанности;
  • причина проведения инвентаризации;
  • полнота проверки (полностью по учреждению, в определенном отделе, учет препаратов, финансов или прочих конкретных активов).


В начале документа прописывается список отделов (если проверка не полная), подлежащих инвентаризации. Далее идет список членов комиссии, с подписями каждого из них, начиная с председателя.

Порядок проведения инвентаризации в аптеке

По основным принципам процедура практически не отличается от аналогичной в прочих заведениях и состоит из следующих этапов:

  • формирование комиссии или приглашение независимых экспертов;
  • выпуск приказа по форме ИНН-22;
  • комиссии предоставляются все необходимые учетные документы относительно движения товарно-материальных ценностей и оборота финансовых средств;
  • материально-ответственные лица предоставляют руководству расписки о передаче документации во временное пользование комиссии;
  • производится непосредственно пересчет активов для определения их фактического наличия;
  • список учтенных активов заносится в 2 экземпляра инвентаризационной ведомости, один из которых передается в бухгалтерию, а второй – материально ответственному лицу;
  • получение расписки от материально ответственного лица об отсутствии претензий к процессу пересчета;
  • фактическое количество активов сравнивается с имеющимся на балансе, после чего составляется сличительная ведомость с указанием соответствия или расхождения результатов;
  • в зависимости от полученных результатов принимаются меры, направленные на списание излишков или выявления виновных в недостаче.

Особенности инвентаризации лекарственных препаратов

Фармакологические товары – это особый вид продукции, к которому предъявляются специфические требования, которые должны учитываться при инвентаризации.

Срок годности

Продажа лекарств по истечении срока годности несет непосредственную угрозу здоровью покупателя, поэтому в ходе инвентаризации в аптеке комиссия обязана проверять не только количество, но и эту характеристику препаратов. Информация по выявленным просроченным средствам вносится в ведомость для их последующего списания.

Наркотические и психотропные вещества

В отношении препаратов данной группы в обязательном порядке проводится ежемесячная инвентаризация, что регламентировано ст. 38 № 3-ФЗ «О наркотических и психотропных веществах». В ходе проверки должен быть составлен перечень имеющихся в наличии препаратов и соответствие их количества записям в журнале регистрации операций с оборотом подобных препаратов.

Сильнодействующие, а также содержащие яд препараты

Такие вещества также подлежат ежемесячной инвентаризации, которая должна проводиться, согласно Приказу Минздрава СССР №523 (имеет юридическую силу по сегодняшний день) в последний день каждого месяца.

Естественная убыль препаратов

При обнаружении недостачи лекарственных средств в ходе инвентаризации аптеки учитываются установленные Приказом Минздрава РФ №284 от 20.07.2001 нормы естественной убыли. Применять эти нормы допускается только к тем препаратам, в отношении которых была обнаружена недостача.

Заключение

Инвентаризация в аптеке происходит со всеми законодательными и нормативными актами, применяющимися при аналогичных процедурах в организациях любых других сфер деятельности, но с учетом специфики товарно-материальных ценностей.

Связаться с менеджером